Уход зарубежных брендов одежды из России в марте-апреле 2022 года сказался на продажах российских брендов и потере 11% селлеров модного рынка. О том, какая поддержка нужна отечественной индустрии легпрома, чтобы развиваться в условиях санкций и находить возможности для импортозамещения, рассказали ТАСС эксперты, представители рынка и дизайнеры.
В начале марта из России начали уходить зарубежные бренды, серьезно снизив выручку в ТЦ. По оценкам консалтинговой компании Knight Frank, 21% уходящих игроков относится к сфере фешн-ритейлеров. Из последнего негативный геополитический фон недавно повлиял на срыв одной из главных сделок на российском модном рынке — покупки «Стокманна» «Сбербанком». Предполагалось, что покупка фешн-ритейлера позволила бы кратно увеличить долю одежды и обуви в общем обороте маркетплейса «СберМегаМаркет. «Сбер» также планировал использовать действующие отношения сети с крупными мировыми брендами.
При этом, согласно данным сервиса «Мой склад», уходят селлеры и с маркетплейсов, но их доля совсем небольшая. Так, количество действующих селлеров с 23 февраля по 23 марта уменьшилось на 5,5%, где самое большое падение зафиксировано в категории «одежда» — на 11,6%.
При этом средний чек на покупку одежды, напротив, растет. По данным ресурса «Чек Индекс» в апреле этого года он составил 5 604 рублей, что на 13% выше, чем в прошлом году за аналогичный период. Тоже самое подтверждается и данными Wildberries в марте-апреле 2022 года сегмент фешн вырос на 74% с учетом сравнения год к году.
Как рассказали ТАСС в мультибрендовой сети «Снежная королева», по их оценкам, иностранные компании занимали приблизительно 30% площадей российских ТЦ. Многие из ушедших брендов, которые являлись якорными арендаторами, занимали лучшие места в торговых центрах и генерировали трафик. Прямым следствием их ухода стало снижение трафика посещаемости торговых центров в целом.
«Сегодня крайне важно создать благоприятные условия для развития локальных брендов [чтобы поднять трафик в ТЦ]. И важно внимательно отнестись к вопросу реализации «параллельного импорта» и не допустить появления потока контрафактной продукции. В легкой промышленности существуют серьезные риски развития такой ситуации», — подчеркивают в пресс-службе сети.
При этом острого дефицита товаров легкой промышленности пока не предполагается. Все товары в необходимом объеме ввозятся из дружественных стран или производятся в России.
Однако «абсолютное импортозамещение» фешн-сегмента в рекордно больших объемах, которые обеспечивали ранее зарубежные бренды, сейчас невозможно и нецелесообразно, поделился своим мнением с корр. ТАСС президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин.
«Легпрому требуется конкурентная среда — во избежание товарного и ценового монополизма. И в этом случае проекты по импортозамещению не могут не зависеть от реального спроса на конкретную продукцию. Как и от тенденций этого спроса, на которые влияет платежеспособность населения», — подчеркнул он.
Разбродин подчеркивает, чтобы меры по поддержке в рамках импортозамещения были действенными, не стоит «обсыпать» отрасль деньгами и финансовыми льготами. Нужна конкретная комплексная государственная стратегия по развитию, в том числе и в рамках профильных технологий и оборудования.
На сегодняшний день локальные бренды находятся в сложной ситуации, связанной не только с падением спроса, но и с изменившимися условиями работы в плане поставок сырья и логистики, рассказал владелец бренда одежды I Am Studio Олег Воронин.
«Мы ощутили на себе падение спроса. Первая фаза была в конце февраля, март был неплохим в плане выручки, но уже ощущалась «потребительская депрессия», связанная, прежде всего, со сложной внешнеполитической ситуацией и с тем, что торговые центры стали менее привлекательными и опустели на 40-50%. Чтобы помочь локальным брендам в кризис нужна поддержка ТЦ: значительные скидки на аренду, чтобы дать возможность выжить тем, кто остался в ритейле, так как аренда — это самая большая затратная часть. Второе — это снижение налоговой нагрузки для локальных брендов, что позволит не просто выжить, но и развиваться, попытаться занять освободившуюся часть рынка. Третье — это предоставление пустующих площадей, находящихся в собственности государства, для размещения офисов и производственных частей брендов на условиях льготной аренды», — рассказал предприниматель.