23 ноября с.г. в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная анализу работы предприятий легпрома в уходящем году и обсуждению перспектив развития отрасли. Собравшиеся анонсировали также проведение очередного форума легкой промышленности Минпромторга, ставшего традиционным по итогам уходящего года.
По словам статс-секретаря, замминстра промышленности и торговли России Виктора Евтухова: «С начала 2017 года наметился тренд устойчивого роста в ряде секторов отечественного легпрома. Что обусловлено оживлением внутреннего и зарубежного спроса на российскую текстильную продукцию».
У России имеются все возможности для развития традиционных и особенно инновационных сегментов легпрома: прежде всего это полиэфирные нити, волокна и продукты их переработки. Но данные сегменты тесно взаимосвязаны со смежными подотраслями химпрома, поэтому, как отметил В.Евтухов, «требуется более тесная кооперация с «химиками» для ускоренного, комплексного развития химико-текстильного сектора». «Центровым здесь остаётся проект ПЭТФ-комплекса в Ивановской области. Правда, его сооружение пока не началось, что обусловлено рядом экономических и других причин. Но я надеюсь, что новое руководство области оперативно дорешит все вопросы, связанные с инвестициями и с организацией строительства комплекса», — подчеркнул замминистра. Востребованность же в нём остаётся высокой, несмотря на наметившийся рост производства в сегменте химволокон, зависимость России от импорта волокон, и в частности, вискозы, по-прежнему очень велика.
Евтухов отметил также важность совместной работы с Минсельхозом РФ по развитию отечественной сырьевой базы легпрома. Главным фактором в этой сфере является субсидирование и другие формы господдержки производства кожсырья, шерсти, льна, как и повышения качества этих видов сырья. Статс-секретарь особо подчеркнул возможности частичного импортозамещения по хлопку, «благодаря известным проектам и инициативам Волгоградской, Астраханской областей и ряда соседних с ними регионов РФ».
На пресс-конференции затрагивалась и тематика тарифной политики в контексте условий членства РФ в ВТО. Замминистра напомнил, что эти условия остаются проблемными в плане увеличения прямой и косвенной господдержки легпрома, АПК и многих других отраслей. Вдобавок, «по этим же условиям снижаются импортные пошлины, в частности, по некоторым видам тканей».Тем не менее, в ближайшие 3 года министерство планирует сохранить «такие эффективные меры господдержки, как субсидирование процентов по кредитам на сырье, текущую деятельность и техническое перевооружение; субсидирование производства камвольных и поливискозных тканей для школьной формы. А также на реализацию программы льготного лизинга оборудования. Кроме того, будет продолжено активное сотрудничество с ведущими иностранными брендами в рамках контрактного производства».
Петр Фрадков, гендиректор «Российского экспортного центра», отметил стратегическую роль комплексной господдержки несырьевого экспорта, в т.ч. продукции российского легпрома. Эта поддержка включает, например, страхование рисков, субсидирование перевозок экспортной продукции, финансовую составляющую в организации промышленного экспорта. А содействие ему «тем более необходимо на фоне наметившегося тренда к росту экспорта текстильных и других товаров перерабатывающих отраслей».
Елена Бугранова, глава Союза русских байеров, высказалась в пользу приоритетности освоения российскими производителями «прежде всего, российского рынка. Иначе есть вероятность «подвязки» отечественного легпрома к конъюнктуре зарубежных рынков, а из-за этого — ввиду географической и потребительской специфики российского рынка — могут возникнуть диспропорции в темпах и ориентирах развития многих подотраслей легпрома». С этим мнением не согласился П.Фрадков, отметив, что мировой опыт демонстрирует широкие возможности «параллельного, притом вполне успешного развития двух секторов этой и других отраслей — т.е., секторов, сориентированных на внутренний и зарубежный спрос».
Олег Войцеховский, управляющий партнер «Фестиваль-Экспо», обратил внимание на необходимость системного подхода к проведению отраслевых и межотраслевых ярмарочно-выставочных проектов. Такой подход включает, к примеру, и учет факторов товарно-отраслевой конъюнктуры в период проведения таких мероприятий по конкретным отраслям и/или по конкретной группе отраслей. Что же касается внутренней торговли, всё в большем числе городов страны возникают и расширяются — зачастую стихийно — объекты малого и среднего торгового бизнеса. Но как регулировать этот процесс, придать ему более цивилизованные и, одновременно, предсказуемые формы? По оценке О.Войцеховского, это, по-прежнему, важнейшие вопросы для региональных и особенно для муниципальных властей.
Источник: www.souzlegprom.ru